Среда, 22.01.2025, 18:46
Приветствую Вас Гость | RSS

"Учитель — лучшая профессия на Земле!"

Категории раздела
Наш опрос
Как прошел год учителя для Вас?
Всего ответов: 44
Форма входа
Видео

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Я-гражданин России!
Урок обществознания на тему "Я гражданин России



Цели: воспитание гражданина, патриота своей Родины; привитие любви, интереса к историческому прошлому своего народа.

Оборудование: гимн России, герб, флаг (в начале урока звучит гимн, на доске вывешены изображения герба и флага России)

Ход урока:

"Как прекрасны, как чудесны
наши вольные края!
Повторяю гордо песню:
"Это – Родина моя!”
(А. Бритаев)

1. Вступительное слово учителя: Все мы Отечества – дочери и сыны и Родиной своей гордимся мы всегда. "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан”, - писал Некрасов. Мы – носители Прометеева огня, нам нужно идти по следам лучших людей, прежних эпох, но идти не слепо, а творчески, искать то лучшее, что искали они и создавать принципиально новое. На наше общество обрушены великие испытания, но мы должны верить, что с ними справимся достойно. Главное, важно ощутить себя частицей живущего во времени человечества, знать кто "я” и как мое "я” связано с окружающим миром. Но самое главное и самое трудное: участвовать в развитии общества с учетом дыхания прошлого и настоящего.
У нас сегодня на уроке две задачи: окунуться в прошлое, перелистать некоторые страницы нашей легендарной истории и показать свои знания ее.
Далее: Устный журнал.
1 Уч-к: "О светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская. Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками, бесчисленными городами, садами, храмами божьими и князьями грозными, боярами честными и вельможами многими. Всем ты преисполнена, Земля Русская, о правоверная вера христианская!”- так писал автор "слово о погибели земли Русской”. Написано оно не позже 1246г.
Но Русь украшена не только дарами природы, богата она верными сынами своими.
2 Уч-к: Добрые люди на своей исторической дали не перестанут светить, подобно маякам, освещая нам путь и не нуждаясь в соответственном свете. Князь Александр Ярославович, прозванный Невским, прожил всего 43 года. Он стал новгородским князем в 16 лет, в 20 – победил шведов на реке Неве, в 22 года одержал знаменитую победу на льду Чудского озера. Это был не только выдающийся полководец, но и умный политик, тонкий дипломат.
Своей осторожной, усмотрительной политикой он уберег Русь от окончательного разграбления ратями кочевников. Вооруженной борьбой, торговой политикой, избирательной дипломатией он избежал новых войн на севере и западе. Он выиграл время, дав Руси окрепнуть и оправиться от страшного разорения. Он родоначальник политики возрождения России.
3 Уч-к: К коленям твоим припадая,
Страдаю я вместе с тобой
И жду той минуты, когда я
Увижу тебя не рабой.
И в рабстве ты чудно – могуча,
Не видя свободы лучей;
Грозна ты, как темная туча,
Для диких твоих палачей.
Они всю тебя истерзали,
Пронзили железом, свинцом
И руки и ноги связали,
Покрыли терновым венцом…
Надейся! Исчезнут тираны.
Исчезнут коварство и ложь.
Надейся! Ты вылечишь раны,
Венец свой терновый сорвешь…
Это стихотворение написал Леонид Трефолев, мало известный поэт. Оно посвящено предшествующим 1905 году событиям. Добиваясь конституции, гражданских свобод, ликвидации сословий – всех норм правового государства, либеральное движение конца XIX – нач. XX века расшатывало устои царизма. Самодержавие исторически было обречено. К началу XX в. подобные режимы в Западной Европе ушли в далекое прошлое. XIX век стал стартовой площадкой, с которой страна шагнула к боям, поражениям и победам века XX. На усмотрение учителя можно взять различные страницы истории нашей Родины, охватывающие XX в.; например, Великую Отеч. Войну).
4 Уч-к: 22 июня каждый год, когда отрываешь листок календаря с этим числом, невольно вспоминается уже далекий 1941й год, быть может самый трагический, но и самый героический не только в советской, но и в многовековой истории нашего Отечества. Кровь и боль, горечь потерь и поражений, гибель родных и друзей, героическое сопротивление и горестный плен, самоотверженный, до изнеможения труд в тылу и, наконец, первая победа над страшным врагом – все это было в 41-м. И неизменно один и тот же вопрос – почему? Почему так получилось? Почему Красная Армия, которую мы десятилетиями славили как "непобедимую и легендарную”, отступала, теряя миллионы своих бойцов и командиров? Почему фашисты дошли до Москвы и Ленинграда, а затем и до Волги и Кавказа? Этот горький вопрос мы задаем себе и сейчас.
(Далее можно провести дискуссию по данному вопросу).
5 Уч-к: " Всего на одно лишь мгновенье
раскрылись две створки ворот,
и вышло мое поколенье
В свой самый последний поход.
Да, вышло мое поколенье,
Усталые сдвоив ряды.
Непросто, наверно, движенье
В преддверии новой беды.
Да, это мое поколенье,
И знамени скромен наряд,
Но риск, и любовь, и терпенье
На наших погонах горят.
Гудят небеса грозовые,
Сливаются слезы и смех.
Все – маршалы, все – рядовые,
И общая участь на всех”.
Это стихотворение принадлежит перу Булата Окуджавы.
Учитель: Не перелистать всех страниц истории. За каждой из них: люди, события. Каждый прожитый нами день - это тоже история.
Н.Островский писал; что жизнь надо прожить так, "чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы”. Ваш вклад в историю на данный момент, - это ваши знания, накапливать знания – ваш гражданский долг. Сейчас мы проведем небольшую викторину (вопросы к викторине можно взять из сборника: оценка качества подготовки выпускников основной школы по истории стр.62-125).
В конце подводятся итоги урока, викторины.
Категория: Мои статьи | Добавил: Nik (03.01.2011) E
Просмотров: 883 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.7/7
Всего комментариев: 1
1 noffdaura  
0
почему бы и нет :)

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Аудио

Copyright MyCorp © 2025