Цели: воспитание гражданина, патриота своей Родины; привитие любви, интереса к историческому прошлому своего народа.
Оборудование: гимн России, герб, флаг (в начале урока звучит гимн, на доске вывешены изображения герба и флага России)
Ход урока:
"Как прекрасны, как чудесны наши вольные края! Повторяю гордо песню: "Это – Родина моя!” (А. Бритаев)
1. Вступительное слово учителя: Все мы Отечества – дочери и сыны и Родиной своей гордимся мы всегда. "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан”, - писал Некрасов. Мы – носители Прометеева огня, нам нужно идти по следам лучших людей, прежних эпох, но идти не слепо, а творчески, искать то лучшее, что искали они и создавать принципиально новое. На наше общество обрушены великие испытания, но мы должны верить, что с ними справимся достойно. Главное, важно ощутить себя частицей живущего во времени человечества, знать кто "я” и как мое "я” связано с окружающим миром. Но самое главное и самое трудное: участвовать в развитии общества с учетом дыхания прошлого и настоящего. У нас сегодня на уроке две задачи: окунуться в прошлое, перелистать некоторые страницы нашей легендарной истории и показать свои знания ее. Далее: Устный журнал. 1 Уч-к: "О светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская. Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками, бесчисленными городами, садами, храмами божьими и князьями грозными, боярами честными и вельможами многими. Всем ты преисполнена, Земля Русская, о правоверная вера христианская!”- так писал автор "слово о погибели земли Русской”. Написано оно не позже 1246г. Но Русь украшена не только дарами природы, богата она верными сынами своими. 2 Уч-к: Добрые люди на своей исторической дали не перестанут светить, подобно маякам, освещая нам путь и не нуждаясь в соответственном свете. Князь Александр Ярославович, прозванный Невским, прожил всего 43 года. Он стал новгородским князем в 16 лет, в 20 – победил шведов на реке Неве, в 22 года одержал знаменитую победу на льду Чудского озера. Это был не только выдающийся полководец, но и умный политик, тонкий дипломат. Своей осторожной, усмотрительной политикой он уберег Русь от окончательного разграбления ратями кочевников. Вооруженной борьбой, торговой политикой, избирательной дипломатией он избежал новых войн на севере и западе. Он выиграл время, дав Руси окрепнуть и оправиться от страшного разорения. Он родоначальник политики возрождения России. 3 Уч-к: К коленям твоим припадая, Страдаю я вместе с тобой И жду той минуты, когда я Увижу тебя не рабой. И в рабстве ты чудно – могуча, Не видя свободы лучей; Грозна ты, как темная туча, Для диких твоих палачей. Они всю тебя истерзали, Пронзили железом, свинцом И руки и ноги связали, Покрыли терновым венцом… Надейся! Исчезнут тираны. Исчезнут коварство и ложь. Надейся! Ты вылечишь раны, Венец свой терновый сорвешь… Это стихотворение написал Леонид Трефолев, мало известный поэт. Оно посвящено предшествующим 1905 году событиям. Добиваясь конституции, гражданских свобод, ликвидации сословий – всех норм правового государства, либеральное движение конца XIX – нач. XX века расшатывало устои царизма. Самодержавие исторически было обречено. К началу XX в. подобные режимы в Западной Европе ушли в далекое прошлое. XIX век стал стартовой площадкой, с которой страна шагнула к боям, поражениям и победам века XX. На усмотрение учителя можно взять различные страницы истории нашей Родины, охватывающие XX в.; например, Великую Отеч. Войну). 4 Уч-к: 22 июня каждый год, когда отрываешь листок календаря с этим числом, невольно вспоминается уже далекий 1941й год, быть может самый трагический, но и самый героический не только в советской, но и в многовековой истории нашего Отечества. Кровь и боль, горечь потерь и поражений, гибель родных и друзей, героическое сопротивление и горестный плен, самоотверженный, до изнеможения труд в тылу и, наконец, первая победа над страшным врагом – все это было в 41-м. И неизменно один и тот же вопрос – почему? Почему так получилось? Почему Красная Армия, которую мы десятилетиями славили как "непобедимую и легендарную”, отступала, теряя миллионы своих бойцов и командиров? Почему фашисты дошли до Москвы и Ленинграда, а затем и до Волги и Кавказа? Этот горький вопрос мы задаем себе и сейчас. (Далее можно провести дискуссию по данному вопросу). 5 Уч-к: " Всего на одно лишь мгновенье раскрылись две створки ворот, и вышло мое поколенье В свой самый последний поход. Да, вышло мое поколенье, Усталые сдвоив ряды. Непросто, наверно, движенье В преддверии новой беды. Да, это мое поколенье, И знамени скромен наряд, Но риск, и любовь, и терпенье На наших погонах горят. Гудят небеса грозовые, Сливаются слезы и смех. Все – маршалы, все – рядовые, И общая участь на всех”. Это стихотворение принадлежит перу Булата Окуджавы. Учитель: Не перелистать всех страниц истории. За каждой из них: люди, события. Каждый прожитый нами день - это тоже история. Н.Островский писал; что жизнь надо прожить так, "чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы”. Ваш вклад в историю на данный момент, - это ваши знания, накапливать знания – ваш гражданский долг. Сейчас мы проведем небольшую викторину (вопросы к викторине можно взять из сборника: оценка качества подготовки выпускников основной школы по истории стр.62-125). В конце подводятся итоги урока, викторины.